Тормозная жидкость – часть гидравлической тормозной системы, то
есть – рабочее тело, передающее давление от главного тормозного цилиндра
на колесные.
Что такое давление, мы предполагаем, что помнят все. «Давление» – это
напряжение сжатия. А поскольку жидкости практически несжимаемы, то это
давление будет передаваться по жидкости, и по истечении сравнительно
малого времени, будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой
жидкостью. Но тормозная жидкость эксплуатируется в разных условиях
(влияние температуры, влаги), а поэтому должна иметь определенные
свойства.
Качество тормозной жидкости оценивается по следующим параметрам и характеристикам:
• Температура кипения тормозной жидкости.
• Вязкостно-температурные свойства и их стабильность.
• Антикоррозионные и смазывающие свойства.
• Совместимость с резиновыми деталями.
Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от – 40°С. (стоящий
автомобиль в сильный мороз) до + 220°С при движении по гоночным
трассам.
Воздействие низких температур на тормозную жидкость определяет ее вязкость.
Эта величина особенно важна, если автомобиль эксплуатируется в
холодных регионах. И, именно поэтому, автопроизводители для северных
рынков используют DOT-3.
На графике приведена зависимость вязкости тормозной жидкости при
- 40°С.
Что же произойдет при закипании тормозной жидкости? Пузырьки пара
вытесняют часть жидкости в расширительный бачок. В системе остается
жидкость, перемешанная с паром. И если сама жидкость несжимаемая, то
мельчайшие пузырьки пара сжимаются хорошо. Теперь передаваемое давление с
педали в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков. Для водителя это
будет выглядеть так: педаль тормоза станет мягкой, провалится, а
эффективность работы тормозов резко ухудшится.
Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру
кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной»,
содержащей от 3,5 – 4,5% влаги. Температура кипения «увлажненной»
жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет
«закипать» через 1 – 2 года ее работы в гидравлической системе тормозов
автомобиля.
На графике приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости от ее состояния.
Основной недостаток используемых в автомобилестроении тормозных
жидкостей – их гигроскопичность (влагопоглощение), жидкость поглащает
влагу из воздуха, с которым контактирует. Всего за один год тормозная
жидкость, в гидравлической системе, набирает 2 – 3% воды и, в
результате, ее температура кипения снижается на 30° – 40°С. За второй
год эксплуатации автомобиля, процентное соотношение влаги в тормозной
жидкости увеличивается до 5 – 6%, и температура кипения падает еще на
40° – 50°С. А это, уже критично для тормозной системы любого автомобиля.
Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в
холодное время – и образованию ледяных пробок. Поэтому, на сегодняшний
день, фактически все автопроизводители рекомендуют обязательную замену
тормозной жидкости один раз в 2 года или через 40 – 50 тыс. км.
В основе большинства современных тормозных жидкостей находятся
гликолевые спирты, различные эфиры и низкомолекулярные полимеры. Эти
жидкости имеют несколько основных стандартов: европейские – SAE
J1703/1704, ISO(DIN) 4925, американские – FMVSS 116, DOT (Departament of
Transportation), и японский – JIS K2233 (Japan Industrial Standards). В
настоящее время производители тормозных жидкостей в документах и на
упаковке, как правило, указывают соответствие нормам – DOT.
В тормозных системах легковых автомобилей, в зависимости от их
конструкции и года выпуска, применяются жидкости, соответствующие
требованиям DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 Стандарт DOT-5 фактически не
используется в автомобилях, это единственная тормозная жидкость, которая
имеет силиконовую основу и которую нельзя смешивать с другими.
Стандарту DOT-5.1 отвечают современные тормозные жидкости с повышенной
температурой кипения, предназначенные для скоростных и спортивных
автомобилей.
Тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 (на гликолевой основе) – взаимозаменяемы.
Учитывая не простые требования инженеров от автопрома к последним
тормозным системам и жидкостям, используемым в них, можно сделать вполне
определенный вывод: Ваша активная безопасность зависит напрямую от
квалифицированного обслуживания всей тормозной системы автомобиля и от
своевременной замены тормозной жидкости.
|