На территории постсоветского пространства существует зачастую
искаженное представление об автомобильных охлаждающих жидкостях. Этому
способствует отставание нашего автопрома от мировых производителей,
отсутствие специальной литературы и просто квалифицированных
специалистов. Вследствие этого, наши
представления об охлаждающих жидкостях «обросли» всевозможными слухами,
которые зачастую, далеки от истины. Эти слухи передаются на уровне
рядовых автомобилистов, продавцов в автомагазинах, и не
квалифицированных работников автосервисов. В этой статье мы ответим на
все основные вопросы, касающиеся охлаждающих жидкостей.
Из чего производят антифриз?
Современные антифризы – это водные растворы многоатомных спиртов
(этиленгликоля и пропиленгликоля), замерзающие при низкой температуре.
Чистый этиленгликоль – это маслянистая, вязкая жидкость, не обладающая
цветом, но имеющая слабый характерный запах. Температура кипения 197° С,
температура замерзания -13° С. Плотность чистого этиленгликоля – 1114
кг/м3 (при 20° С) и, к тому же, он является сильнейшим пищевым ядом.
Водные растворы с концентрацией этиленгликоля от 30% до 70% имеют более
низкую температуру замерзания. Минимальная температура замерзания
достигается при соотношении воды и этиленгликоля 1 : 2 и составляет -70°
С. Количество этиленгликоля в ОЖ обычно составляет 52% – 64%, при этом
температура замерзания полученных растворов составляет от -32° С до
-70° С.
Антифризы на основе пропиленгликоля так же проявили отличные
эксплуатационные характеристики. Экологически, пропиленгликоль не так
вреден. Использование таких антифризов оправдано и в экстремальных
условиях – они эффективнее охлаждают двигатель за счет ускоренной
теплоотдачи, так как пропиленгликоль имеет более низкую температуру
испарения. Эти жидкости обладают немного большей вязкостью по сравнению с
жидкостями на основе этиленгликоля, но на работе системы охлаждения
двигателя это не отражается. Проведенные испытания свидетельствуют, что
циркуляция охлаждающей жидкости на основе пропиленгликоля и жидкости на
основе этиленгликоля в системе охлаждения ничем не отличается. При
равной концентрации, охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля
замерзает при более низкой температуре, чем жидкость на основе
пропиленгликоля, однако, разница температур весьма незначительна.
Тосол и антифриз – одно и то же или нет?
Тосол – одна из марок охлаждающих жидкостей (ОЖ). Его название – это
аббревиатура названия отдела «Технология органического синтеза» (ТОС),
где он был разработан, и окончания «ол», обозначающего в химии
принадлежность к группе спиртов. Тосолами, обычно называют отечественные
охлаждающие жидкости, под них был разработан государственный стандарт,
последняя версия которого относится к 1989 году. ГОСТ 28084-89 «Жидкости
охлаждающие низко замерзающие». Кстати, на титульном листе Технических
Условий ТУ 6-56-95-96 написано «Антифриз Тосол АМ». Таким образом,
принципиальной разницы между Антифризом и Тосолом не существует.
Термин «антифриз» происходит от английского слова «Antifreeze»,
которое переводится как «препятствующий замерзанию». Во всем мире,
обычно, пользуются термином «Antifreeze Coolant», буквальный перевод:
«антифриз – охлаждающая жидкость». Итак, мы выяснили – разницы
принципиальной между тосолом и антифризом нет. Но она существует в
составе пакета присадок, эксплуатационных характеристиках, области
применимости (для каких автомобилей или двигателей), сроке эксплуатации и
соответственно – качестве. Каждый из антифризов имеет свое название,
например: Castrol Antifreeze NF, GlasELF, GlycoShell, Havoline,
Glysantine, и так далее. Тосол – это название российского антифриза. Что
же приобретать – решайте сами. Но, из-за российского или
отечественногоого происхождения тосола, многие автолюбители предпочитают
не заливать его в свои двигатели. Как правило, это оправдано.
Приобретая тосол, вероятность купить подделку или просто некачественную
жидкость значительно выше.
ГОСТ 28084-89
ГОСТ 28084-89 написан еще для советских охлаждающих жидкостей, пакет
присадок которых содержит неорганические ингибиторы – фосфаты, бораты,
силикаты, амины, нитриты… Утверждение, что если жидкость соответствует
ГОСТу, то она качественная и может применяться во всех автомобилях не
верно. Известны случаи, когда отечественные охлаждающие жидкости,
соответствующие ГОСТу, оказывались совершенно непригодными для
современных двигателей. В то же время, образцы европейских антифризов
этому ГОСТу, как правило, не соответствуют. Вывод – соответствие
советскому, но еще действующему ГОСТу, не является критерием качества
ОЖ. Единственным критерием применимости является наличие
допуска/одобрения от авто производителя на использование данного
антифриза в данном автомобиле. Эти допуски, как правило, указаны в
сервисной книге Вашего автомобиля.
Цвет антифриза.
Среди автомобилистов ходит неверное представление о том, что цвет антифриза связан с его качеством. Эти домыслы звучат примерно так:
1. Красный или желтый антифризы лучше, они служат дольше (имеют G12 класс).
2. Зеленый, синий антифриз, в том числе Тосол – чуть хуже, служат меньше (имеют G11 класс).
3. Все антифризы одного цвета одинаковые и их можно смешивать между собой.
На самом деле все не совсем так, и не все антифризы одного цвета
можно смешивать. Изначально ОЖ бесцветны. Производители добавляют в их
состав краситель лишь для придания «индивидуальности» и для отличия от
других жидкостей. Количество самого красителя минимально и никакого
отношения к свойствам антифриза не имеет. Обычно, цвет антифриза
является предметом договоренности между производителями или простой
прихотью автозавода. Таким образом, правильно будет считать, что
антифризы смешивать нельзя.
Об антифризах G11 и G12.
Международного стандарта «G11», «G12» или «G12+» не существует.
Первоисточником для такого обозначения послужили широко известные марки
антифризов «VW coolant G11» и «VW coolant G12», которые выпускаются в
Германии для автоконцерна Volkswagen, AUDI, Skoda. Кроме того,
спецификации Volkswagen TL 774-C на «гибридные» и TL 774-D на
«карбоксилатные» охлаждающие жидкости иногда записывают как TL
774-C(G11) и TL 774-D(G12). В любом случае, символика «G11» и «G12»
связана с компанией Volkswagen. В 2006 году автоконцерн Volkswagen
изменил свои спецификации на охлаждающие жидкости. Позиция TL 774-D(G12)
была исключена вовсе. В спецификациях сохранилась позиция TL
774-F(G12+) и добавились две новые – TL 774-G(G12++) и TL 774-H(G12+++).
Смазывающие свойства.
Иногда можно услышать предположения, что и в антифризы и в Тосол
добавляют специальные присадки для придания им смазывающих свойств. Это вымысел.
Никаких специальных «смазывающих» присадок в охлаждающих жидкостях не
существует. Смазывающие свойства обеспечиваются базовым компонентом
антифризов – этиленгликолем или пропиленгликолем.
Вспениваемость антифриза.
Показатель «вспениваемость» включен в ГОСТ 28084-89 и его норматив 30
куб. см. является гораздо более «жестким», чем у других. А в
международном стандарте ASTM D3306/4340/4656 и ASTM D4985/5345 этот
норматив составляет 150 куб. см. Ошибочно считается, что охлаждающая
жидкость должна обладать «антипенными» свойствами, чтобы не пениться в
радиаторе автомобиля.
На самом деле норматив на «вспениваемость» связан не с автомобилями, а с
автозаводами. Пена может быть помехой на автосборочном конвейере при
заправке охлаждающей жидкости в двигатели автомобилей, или при
скоростной разливке антифризов в канистры при производстве.
«Резерв щелочности».
«Резерв щелочности» не является показателем количества и качества
присадок в охлаждающей жидкости. Понятие «резерв щелочности» имеет смысл
только для традиционных охлаждающих жидкостей, содержащих в качестве
ингибиторов фосфаты или бораты. К таким жидкостям относится Тосол, для
которого, в принципе, и был написан ГОСТ 28084-89, в котором «резерв
щелочности» составляет не менее 10 единиц. Современные карбоксилатные
охлаждающие жидкости не имеют в своем составе ни фосфатов, ни боратов,
поэтому их «резерв щелочности» может быть любым, в том числе – нулевым.
Многие производители автомобилей исключили показатель «резерв
щелочности» из своих спецификаций на охлаждающие жидкости, например Ford
WSS-M97B44-D, Komatsu KES 07.892. Другие, например Hyundai-KIA MS
591-08, RENAULT 41-01-001/-S Type D, оставили «резерв щелочности» как
формальный показатель для охлаждающей жидкости.
Смачиваемость антифриза.
Говоря о смачиваемости антифризов, полезно знать вот что, смачивающие
свойства любой жидкости, которые связаны с ее коэффициентом
поверхностного натяжения, определяют способность жидкости просачиваться
через узкие каналы и трещины. Известно, что бензин, имеющий низкий
коэффициент поверхностного натяжения, отлично просачивается через мелкие
трещины. Поэтому его используют для поиска мелких дырочек и трещин,
невидимых простым глазом.
Все антифризы, равно как и смесь этиленгликоля и воды, также имеют
низкий коэффициент поверхностного натяжения, почти в два раза меньше,
чем у воды. Капли антифриза, выпадающие из одной и той же пипетки, будут
в два раза меньше, чем капли воды. Этим объясняется достаточно
неприятная способность антифриза просачиваться из-под плохо затянутых
хомутов. Антифриз просачиваться там, где обычная вода этого не сможет.
Сейчас мы коротко ответим на вопросы, которые чаще всего задают автолюбители:
1. Где купить качественный антифриз?
2. Какой срок эксплуатации охлаждающей жидкости?
3. Какие жидкости заливать в систему охлаждения того или иного двигателя?
4. Что доливать, при необходимости, в систему охлаждения, важен ли цвет заливаемого антифриза, и можно ли их смешивать?
5. Насколько важна температура замерзания и закипания ОЖ?
Рекомендации для покупки качественных и оригинальных жидкостей
остаются те же: антифриз необходимо приобретать только у официального
представителя того или иного бренда или в специализированных магазинах,
либо на СТО, которые работают с официальными представителями торговых
марок. В этом случае есть гарантия, что, Вы убережете свой автомобиль от
подделок.
Как правило, срок эксплуатации охлаждающей жидкости и ее тип указан в
сервисной книге автомобиля, либо на официальном сайте авто
производителя. Также эту информацию можно получить на гарантийной СТО.
Основываясь на нашу практику, замену охлаждающей жидкости необходимо
производить раз в 2-3 года или через каждые 60-80 тыс. км.
При необходимости доливайте в систему охлаждения тот же антифриз, который был залит ранее.
Если, Вы не знаете тип ОЖ, залитой в систему охлаждения, то долейте
дистиллированной воды, предварительно проверив плотность жидкости
ареометром. Идеальный вариант – замена охлаждающей жидкости, с
последующей записью в сервисной книге и указанием типа антифриза и срока
его замены. На вопрос «можно ли смешивать антифризы по цветам и
типам?». Наш ответ – скорее нет, чем да. Впрочем, согласно отзывам
многих автовладельцев, смешивать антифризы разного цвета и типа можно,
но результаты такого смешивания точно никто не предскажет.
Температуры замерзания и закипания взаимосвязаны (см. рисунок) и
зависят от плотности и марки антифриза. Более того, одна из самых важных
характеристик охлаждающей жидкости – температура ее кипения. Чем выше
температура кипения антифриза, тем эффективнее теплоотвод.
.
При эксплуатации автомобиля, охлаждающая жидкость теряет свои
свойства: уменьшается теплопередача, падают смазывающие свойства,
понижается температура кипения антифриза, а не защищенные металлы
интенсивно коррозируют. Помните: Своевременная замена антифриза очень важна для долгосрочной эксплуатации двигателя Вашего автомобиля.
|