Основной причиной преждевременного выхода из строя автоматических
трансмиссий является несвоевременное и неправильное техническое
обслуживание этого агрегата. Некоторые автовладельцы думают, что
«автоматы» не обслуживаются и в этом их заблуждение. Более
того, на многих дилерских СТО (в основном европейских), владельцу авто
на вопрос о замене масла и фильтра в АКПП, отвечают, что этот агрегат не
обслуживается весь срок службы. Но это не так, потому что воздействие
температуры на масло и износ фрикционов присутствует в любой
автоматической трансмиссии. А значит, процедуру по замене масла в АКПП
обязательно следует проводить в среднем через каждые 40-50 тыс. км.
пробега. Необходимо уточнить, что этот интервал может меняться в
зависимости от условий эксплуатации автомобиля. При езде в интенсивном
городском цикле, по бездорожью или при пробеге коробки более 200 тыс.
км, обслуживание следует проводить через 30 тыс. км, а в случае, если
автомобиль новый или АКПП после качественного ремонта и ездите Вы в
основном по автомагистралям, обслуживание можно проводить через 50-60
тыс. км.
Техническое обслуживание АКПП напоминает обслуживание двигателя.
В регламент работ входит замена масла, масляного фильтра и, если
есть вопросы по работе агрегата, то полная диагностика работы АКПП —
проверка режимов переключения передач и давления масла в магистралях.
Важно понимать, что применение качественных материалов и запчастей
продлевает срок службы коробки «автомат». При проведении техобслуживания
следует знать, что на некоторых «автоматах» фильтрующий элемент
выполнен из фетра. Он засоряется активнее сетчатого и требует
обязательной замены. Но есть и АКПП, где замена фильтра предусмотрена
только при ремонте. Такой фильтр, как правило выполнен из металлической
сетки и рассчитан на весь срок эксплуатации АКПП. Успех эксплуатации
автоматической трансмиссии в немалой степени зависит от качества
применяемых жидкостей. Здесь может использоваться только специальное
масло — ATF (Automatic Transmission Fluid): оно способно выполнять свои
функции, работая при этом в тяжелейших условиях с перепадами температур
от -30 до +130С. Визуально ATF легко отличить от других масел, эта
жидкость имеет характерный запах и в основном красный цвет, реже желтый
или зеленый (в некоторых европейских автомобилях). О том, что
автоматическая коробка передач требует деликатного обращения, слышали
многие. Но, что входит в это понятие, знают не все. Самое главное
требование не перегружать, а соответственно и не перегревать
автоматическую трансмиссию. Основные проблемы происходят именно от
перегрева АКПП. При нагревании сальники и прокладки теряют эластичность и
начинают течь, металлические части деформируются и теряют прочность, а
само масло очень быстро теряет свои свойства. Все это со временем
приводит к выходу коробки из строя.
В тоже время, не рекомендуется начинать движение сразу после запуска
двигателя в зимний период. Масло в «автомате» необходимо прогреть. Для
этого желательно при заведенном двигателе и нажатом тормозе,
последовательно включить все режимы селектора АКПП, задерживаясь на
несколько секунд в каждом из положений. И чем холоднее погода, тем
длительнее время прогрева. Поверьте, это того стоит! И еще один совет, в
длительных, стоящих «пробках», переключайте селектор в положение
«нейтраль», и Ваша трансмиссия лишний раз не перегреется.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ В АКПП.
Еще одним фактором, от которого зависит срок службы коробки
«автомат», является необходимость контроля уровня жидкости. В
большинстве автомобилей этот уровень контролируется с помощью щупа,
вставляемого в заливную трубку или контрольного отверстия,
расположенного в самой коробке. На щупе, как правило, имеется несколько
меток. Две верхние, нередко — единственные, соответствуют границам
нормального уровня жидкости при ее рабочей температуре. Часто на этом
участке щупа имеется насечка и/или надпись Hot – «горячий». Иногда на
щупе есть и нижние метки, служащие для приблизительной оценки уровня
жидкости в непрогретой коробке. Для полного прогрева АКПП необходимо
проехать 10-15 км. Проверка уровня жидкости должна производиться на
ровной горизонтальной площадке при работающем двигателе в режиме «Р» (на
некоторых коробках — «N»). А в автомобилях «Honda» и «Acura», уровень
масла в АКПП выставляется при заглушенном двигателе.
Проверка уровня масла в различных АКПП.
Недолив масла очень опасная вещь, не допускайте этого. Косвенно на
недолив указывает звук пылесоса из отверстия для щупа при работающем
двигателе. При недоливе насос качает масло вместе с воздухом, что
приводит к понижению линейного давления в магистралях, снижению
прижимных сил на фрикционах. В следствии этого – пробуксовка дисков и их
ускоренный износ. Возможны сбои при переключении передач. Пониженный
уровень может быть как следствие неквалифицированного обслуживания АКПП,
так и течи жидкости.
Перелив масла также не менее опасен. Когда уровень масла высок и
движущиеся детали начинают касаться поверхности, масло начинает
вспениваться. Это приводит, как и в предыдущем случае, к падению
линейного давления в системе. Возможны сбои при переключении передач.
Кроме того, может выдавить сальники и появится течь масла.
Если уровень неразличим, а имеющаяся на щупе жидкость вспенена и
содержит мелкие пузырьки воздуха, то это может свидетельствовать как о
недостаточном, так и о чрезмерном количестве жидкости.
В замене масла различных автоматических КПП существует много нюансов и
тонкостей. Если Вы не уверены в том, что сможете осуществить замену
сами, настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.
|